Край подушки слезами захлюстан, в злобе тягостной щерится рот, на душе по-осеннему пусто, только сивер танцует фокстрот... Но! - слезятся барачные стены!.. Но! - сугробы страдают от ран!.. Ручейки, будто вскрытые вены голубых чистокровных дворян. Но! - свистит на заборе пичужка!.. Но! - сосульки звенят допоздна!.. У конвойного - морда в веснушках... Значит, там, на свободе, весна! Отрицаю себя, отметаю…Что я значув просторах веков?..Я, один,превратившейся в стаюСуетливых,бездомных стихов…(Моё псевдоимя») |
Я опять в плену у своих…Власти прячут его в психушки, "привлекают" за бродяжничество.Из воспоминания Нины Салохиной, учительницы из тюремной колонии, где Кутилов отбывал срок: «В начале 1971 года появился в нашей школе новый библиотекарь, о которомшепотком говорили, что он – диссидент. Осуждён он был, однако, по целому букету «несерьёзных» статей: бродяжничество, алкоголизм и т.п. Срок –два с половиной года. Держался он скромно, но независимо, с достоинством. Самоуглублённый, внешне равнодушный к окружающей лагерной жизни, он производил впечатление человека, каким-то нелепым образом оказавшегося в этом, обнесённом колючей проволокой, сером мире. Взгляд – спокойный, умный, проницательный. Таким я впервые увидела Аркадия Кутилова, таким он и остался в моей памяти…Сколько невзгод перенёс в своей жизни этот человек, творя вечное, отстаивая чувство собственного достоинства, никогда и никого не обидев даже косым взглядом».«"Плен..." Этим коротким словом Аркадий Кутилов иронично и точно определял свое пребывание в лагерях СВОЕГО Отечества."Я опять в плену у своих", - писал он оттуда на волю. Впрочем, необходимо признать, что именно там, "в плену", в более или менее "человеческих условиях", освобожденный от бренных забот о собственном существовании, поневоле лишенный спиртного, - Кутилов творил "запойно", почти круглосуточно. Тысячи стихов, десятки поэм были созданы им за колючей проволокой, за больничным забором. Все это периодически изымалось властями и зачастую просто уничтожалось, и воссоздавалось заново, и изымалось вновь, и снова выносилось на свободу в выдолбленных каблуках зековских ботинок, внутри переплетов "дурацких" альбомчиков.»(Великосельский Геннадий. Опознан, но не востребован…)Чувства, которые испытывает поэт «в плену у своих», горько и хлёстко переданы в стихотворении «Плен». Авторский неологизм «захлюстан», глаголы щерится, слезятся, страдают, оборот вскрытые вены – передают «тягостную злобу» души лирического героя, страдающего от страшной беды. И вдруг в этой тягостной обстановке мы слышим: «Но! - свистит на заборе пичужка, Но! - сосульки звенят допоздна!.. - и нам раскрывается чуткая, ранимая душу поэта, которая несмотря ни на что, умеет видеть и понимать красоту, в которой нет озлобленности, а живут любовь и надежда. В этом стихотворении поэт продолжает играть на контрастах, которые усиливаются противительным союзом «но», оформленным восклицательной интонацией.Поэт использует ОКСЮМОРОННЫЙ ПРИНЦИП СЮЖЕТНОГО ПОСТРОЕНИЯ стихотворения, привнося тем самым оценочность и расширяя ассоциативное поле используемых тропов. Это излюбленный прием Кутилова.Могилёва Т.В. Виртуальная экскурсия. Поэт и художник) |
|