Сквозь страх и неизбежность,

   сквозь слезы, боль и кровь-

    размашисто и нежно

    идет моя любовь. 

    Христос замрет нелепо,

     шепнет: "Вот это да!»

     И звезды льются с неба

     сквозь пальцы у Христа.

 А.Кутилов. Скелет звезды

Ты должна мне,

мой мил-дружок,

я держу тебя

сотней рук.

Вдруг уйдешь –

и пропал должок!

Я встряхнусь,

как пустой мешок,

и пристроюсь

на пыльный крюк...

 А.Кутилов. Скелет звезды

Смешная, бескорыстная,

без лишних позолот,

преступная и быстрая,

горячая, как лед,

удушливая, летняя,

сухая, как зола, -

любовь моя последняя,

спасибо, что была!

 А.Кутилов. Скелет звезды

 (Видеоролик "Любовь моя последняя, спасибо, что была..." к стихотворениям А.Кутилова (стихи звучат в исполнении Лолиты Чернорай)



…Я жил предчувствием тебя,

моя отрада и награда…

В 1965 году стихи Аркадия Кутилова впервые появляются на страницах омской газеты "Молодой сибиряк". Поначалу это была все та же пейзажная лирика, но уже очень скоро в творчестве поэта зазвучала еще одна струна - стихи о любви. И вновь, как и в "таежной лирике", читатель услышал уникальный кутиловский голос, который невозможно было ни спутать, ни сравнить - ни с чьим:

Боготворю их, солнечных и милых,

люблю сиянье знойное зрачков...

Они бескрылы, но имеют силы

нас окрылять, бескрылых мужиков!

Принято считать, что у каждого большого поэта есть своя главная тема, которую ему удается раскрыть наиболее глубоко и полно, и точно так же - глубоко и полно - раскрыться в ней самому. У Кутилова и здесь - все иначе, все по-своему. Трудно назвать тему, где Кутилов уступил бы Кутилову. Его любовная лирика, отнюдь не затмевая прежних стихов, все же ошеломила читателя - богатством эмоций, неожиданностью поэтических приемов, пронзительностью интонаций, абсолютно своим, новым, кутиловским взглядом на древнюю, как мир, тему. Стихотворения этого цикла поражают не столько разнообразием тональностей, сколько способностью автора предельно точно и мастерски передать любую из них - от нежных и чистых строф о едва пробуждающемся чувстве до грубоватых, нервных, задыхающихся строк, в которых уже угадывается будущий бунтарский голос поэта:

«Я люблю!

Через горы и годы!..

Я люблю!

Сквозь любые погоды!..

Я люблю!

 Сквозь погосты-кресты,

сквозь туманы-дороги-мосты!..

Сквозь цветы восковые у морга,

сквозь судьбу,

что к молитвам глуха!..

Я люблю!

Ослепленно и гордо!

От любви перекошена морда,

от любви перехвачено горло,

от любви не хватает дыха...

 (Великосельский Геннадий. Опознан, но не востребован…)

 

  Стихотворении основано на противопоставление любви и смерти, боли и радости. В его творчестве  звучит сама жизнь, с бесконечным разнообразием чувств, событий, закономерностей и случайностей, с её извечным дуализмом, где рядом горе и счастье, добро и зло, гармония и хаос.

  Строки его стихов звучат «развернутым оксюмороном» - в них грубое сочетается с нежным, вера с неверием.

Сочетание характеристик «размашисто и нежно», «преступная» и «бескорыстная»,  «горячая как лёд», казалось бы, должно звучать диссонансом, и Христос не может замирать «нелепо», но тем не менее, всё это чудно сочетаясь в прекрасные стихотворения, создаёт удивительно полный и искренний образ Любви. Может быть потому, что поэт очень хорошо знал жизнь, его чуткая душа умела видеть и «на дне» прекрасное, нежное и благородное. Он как будто «сорвал верхний пласт» с окружающего мира и «дымящейся кровью из горла чувства вечные» хлынули из его стихов.

Рисунки, которые, на мой взгляд, неразрывно связаны со стихами о любви, передают все оттенки чувств поэта: это и любование женщиной, и боль – вечную спутницу любви. Совершенным очарованием, радостью наполнена картина КутиловА "Город Кенгуру". Эта всепобеждающая радость, подаренная прекрасным чувством – любовью, передаётся через нежно-розовый цвет. Его любовь парит над миром, удивленные, восхищенные глаза окружающего выражают восхищение и счастье поэта, дарованное ему прекрасным чувством. И сам поэт, и читатель, и зритель, замерли «нелепо» и шепнули: «Вот это да!»

Могилёва Т.В. Виртуальная экскурсия. Поэт и художник)

     «О нем заговорили, заспорили. Ему прочили блестящее литературное будущее. Его стихи, многократно переписанные, начинают ходить по рукам едва ли не по всей Сибири...

 (Великосельский Геннадий. Опознан, но не востребован…)

Создать бесплатный сайт с uCoz